Заблокировали QIWI-кошелек

В нашу компанию обратился клиент, которому заблокировали кошелек при пополнении в салоне Евросети. Мы постарались разобраться, что делать в этой ситуации, проанализировали договор-оферты, размещенный на сайте Киви Банка, а также судебную практику.

При регистрации пользователи Киви-кошелька соглашаются с публичной офертой об использовании платежного сервиса “Visa Qiwi Wallet”. Это означает, что пользователь перед использованием сервиса ознакомился с офертой и принял все ее условия. Если пользователь по каким-то причинам не прочитал содержание оферты, то ответственность за неознакомление ложится на него.

В самой оферте есть ряд ограничений на сумму платежей. Объясняется это тем, что киви-кошельки очень часто используют для незаконной деятельности: система QIWI очень популярна у распространителей наркотиков, любителей азартных игр, лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельность и т.д. Многих привлекает именно анонимность: в некоторых случаях установить личность пользователя не представляется возможным.

В ситуации, описанной выше, клиент положил на свой киви-кошелек 30 000 рублей двумя равными платежами по 15 000 рублей через кассу Евросети. Придя домой, он обнаружил, что кошелек заблокирован.

Что делать, если QIWI-кошелек заблокировали?


Перед тем, как составлять письменную претензию Киви Банку, обратитесь в службу поддержки. Вам, возможно, понадобится предоставить фотографию паспорта лица (либо фотография с Вашим лицом и паспортом в руках), на телефон которого зарегистрирован кошелек, договор об оказании услуг связи с оператором связи (Билайн, МТС, Теле2 и т.д.), чеки, подтверждающие зачисление денежных средств на кошелек. Помните, что требования о предоставлении документов являются обоснованными: они все содержатся в публичной оферте, с которой согласился пользователь.

В случае, если предоставленных сведений службе поддержки будет недостаточно, сотрудники службы безопасности вправе предложить пользователю явиться в одно из представительств Киви (например, в Евросети) и идентифицировать свою личность. Эта процедура является платной, однако стоимость идентификации незначительна.

Расторжение договора в одностороннем порядке


В случае, если пользователь не выполняет требования, заявленные службой поддержки, Киви Банк вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Вам необходимо направить на адрес Киви Банка пакет документов: заполненное по форме заявление, нотариально-заверенную копию паспорта, нотариально-заверенную копию договора об оказании услуг связи. Помните, что поведение Киви Банка является правомерным: указанные полномочия описаны в оферте, с которой, повторимся, пользователь согласился при регистрации. Повышение требований к статусу пользователя в системе QIWI связано с ужесточением публичного законодательства. В частности, действия платежной системы отвечают требованиям Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. В июле 2016 года Роскомнадзор внес платежную систему QIWI в реестр запрещенных сайтов в связи с тем, что сайт QIWI содержал информацию о незаконных азартных играх. Можно сделать вывод, что Киви используется не только добросовестными пользователями, но и теми, кто злоупотребляет своими правами, используя Киви для незаконной или около законной деятельности.

Возникает вопрос: что Киви Банк делает с деньгами, которые заблокированы, но не возвращены пользователям? Клиент высказал мнение, что Киви Банк, возможно, злоупотребляет своими правами по блокировке кошельков. Однако Вы должны понимать, что в случае использования системы QIWI и непрохождения процедуры идентификации, Вы несете риск указанных неблагоприятных последствий. Если Вас смущает возможная блокировка, не используйте систему QIWI.

Иски к Киви Банку: анализ практики


Мы проанализировали судебную практику, обнаружили несколько дел, в которых потребители обращались к Киви Банку с исками о защите прав потребителей. Все эти дела были проиграны потребителями: им не удалось взыскать ни сумму основного требования, ни сумму неустойки, ни сумму штрафа, которые предусмотрены законом РФ “О защите прав потребителей”. Выше мы указали, на что ссылались суды при вынесении решения. Однако мы заметили следующую тенденцию: деньги, которые были на кошельке, во всех делах были возвращены до начала судебного разбирательства после составления искового заявления и направления его в суд.

Обращение в суд может быть хорошим инструментом для возврата денег в случае, если Киви Банк не возвращает их после соблюдения формальных условий, предусмотренных офертой.

Юридические консультации в Новосибирске


В случае, если Вам необходима юридическая помощь в Новосибирске, в том числе по возврату денег с заблокированного кошелька QIWI, обращайтесь в компанию “Гриаста”. Записывайтесь на консультацию по телефону +7 (383) 380-81-18.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Комментарий.