Что делать, если в химчистке испортили вещь (пальто, шубу)? Как доказать, что вещь была испорчена именно в химчистке? Как взыскать убытки с химчистки? Какие нужны документы для того, чтобы взыскать убытки с химчистки? Ответы на эти вопросы мы попробуем дать в этой статье.
Перед тем, как сдавать вещь в химчистку, работник химчистки заполняет квитанцию. В квитанции указывается износ вещи, ее особые свойства, тип чистки. Химчистка не будет нести ответственность за порчу вещь в случае, если в квитанции указано, что вещь обладает особыми свойствами, и ее чистка может привести к нежелательным последствиям. На практике химчистки обычно указывают большую степень износа вещей, указывают на особые свойства, при этом сама химическая чистка производится на страх и риск заказчика. Из того можно сделать вывод, что при сдаче вещи и ознакомлении с квитанцией нужно быть очень внимательным.
Таким образом, химчистка не будет нести ответственность за порчу вещи в случае, если Вы были предупреждены об ее особых свойствах, а также в случае, если вещь имела скрытые дефекты (недостатки), которые не могли быть выявлены при ее приемке работником химчистки. При этом, в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Правительством РФ, незнание химчистки об особых свойствах вещи не освобождает ее от ответственности.
Законом допускаются некоторые недостатки вещи после проведения химической чистки. Указанные случаи регулируются ГОСТ Р 51108-97. В частности, к ним относятся:
1) недостатки, которые были выявлены при приемке вещи;
2) скрытые дефекты, проявившиеся из-за нарушение технологического процесса (неправильная склейка, крепление деталей и т.д.);
3) старые пятна от краски, плесени, клея, чернил, которые не поддаются выведению;
4) изменение цвета в местах наибольшего износа вещи, произведенной из овчины, велюра, замши, кожи;
5) выпадение ворса, если вещь сделана из искусственного бархата и велюра
6) белесые полосы, вытертости в местах наибольшего износа вещей из крашеный овчины, замши;
7) нарушение целостности изделий в результате продолжительной носки;
8) желтизна, изменение цвета вещи от пота, химических веществ и т.д.
В указанных случаях химчистка освобождается от ответственности.
Если Вы считаете, что химчистка несет ответственность за порчу вещи, необходимо предъявить претензию. В соответствии с Законом “О защите прав потребителей”, для указанной категории дел претензионный порядок является обязательным. Претензия составляется в свободной форме, описываются фактические обстоятельства дела без ссылок на нормы права (если Вы не уверены, какие нормы права указывать), указывается требование к химчистке. От химчистки в этом случае можно потребовать: 1) безвозмездное устранение недостатков выполненной работы 2) уменьшение цены выполненной работы 3) замена испорченной вещи на новую в течение трех дней, а в случае невозможности замены – возмещение двукратной стоимости вещи 4) возмещение расходов по устранению недостатков, возникших вследствие неправильной чистки 5) полное возмещение убытков.
Цена вещи указывается либо в квитанции при приемке вещи работником химчистки, либо подтверждается другими документами (товарные чеки и т.д.) Претензия подается по месту приемки вещи. Один экземпляр отдается в химчистку, на втором ставится печать организации и подпись уполномоченного лица и отдается потребителю. Если химчистка не принимает претензию, то возможно два варианта. Первый – отправление претензии почтой письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Второй – можно придти в химчистку с двумя свидетелями, и, если химчистка откажется принимать претензию, на претензии указывается дата, место, ставятся подписи свидетелей, расшифровки.
В случае, если химчистка не желает урегулировать спор в досудебном порядке, необходимо обратиться в суд. В исковом заявлении указываются фактические и правовое основания удовлетворения Ваших требований, к нему прилагаются необходимые документы (товарные чеки, квитанция о приемке вещи, другие документы). Помните, что в случае судебного удовлетворения Ваших требований, в пользу потребителя с химчистки взыскивается штраф, составляющий 50 процентов от суммы требований.
Одним из основных направлений юридической компании “Гриаста” является защита интересов потребителей в Новосибирске. Мы поможем составить претензию, проанализируем фактические и юридические обстоятельства дела, дадим им оценку и, в случае возможности положительного исхода, представим Ваши интересы в суде.